Вот что значит носить и использовать Apple Vision Pro, новую гарнитуру для пространственных вычислений AR/VR.
Предварительный вердикт: 30 минут с новой платформой пространственной реальности от Apple – всё, что было нужно, чтобы убедить нас в том, что это настоящее будущее виртуальной и дополненной реальности. Даже если это будет стоить вам руки и ноги.
Плюсы:
- Относительно комфортная;
- Фантастический визуальный опыт;
- Интуитивно понятный интерфейс;
- Пространственное видео потрясает;
Минусы:
- Внешний аккумулятор;
- Ценообразование;
Возможно, это был момент, когда виртуальная бабочка легко приземлилась на мой вытянутый палец или, может быть, кривозубая пасть динозавра, которая оказалась в десятке сантиметров от моего лица, а может быть альпинист, балансирующий босиком на тонком тросе, натянутом поперёк огромного ущелья. Откровенно говоря, все эти впечатления от потрясающей гарнитуры для пространственных вычислений Apple Vision Pro от Apple убедила нас, что мы только что видели будущее виртуальной реальности.
Понимаем, о чем вы думаете: «Парень, давай поговорим, когда ты Apple Park покинет твою голову». Это честно. Прошло всего несколько часов с того момента, как Apple представила своё первое носимое устройство виртуальной и дополненной реальности со сцены WWDC 2023. Это была хорошая презентация, но нам просто сложно передать мощь и опыт использования виртуальной гарнитуры; 2D видео не справляется с поставленной задачей.
Вспомните все релизы Meta Quest с генеральным директором Марком Цукербергом и его зачастую призрачными друзьями, блуждающими по метавселенной. Мы имеем в виду, что это звучит круто, но… Опыт метавселенной не равен идее метавселенной. Тем не менее, следует отдать должное Meta и другим поставщикам виртуальной реальности, вы не узнаете, насколько хороши HTC Vive Pro или Meta Quest Pro, пока не попробуете их.
Мы попробовали их все, каждый со своими особенностями. Есть и свои пределы. Визуальные эффекты не всегда совпадают. Внешние функции, среди которых сквозное видео, зернистость, ваши руки и пальцы слишком мультяшные. Гарнитуры обычно слишком тяжелые или неудобные, чтобы вы могли носить их дольше 15 минут подряд.
Материалы и дизайн
(Изображение предоставлено: TechRadar)
С Apple Vision Pro, проектом, который разрабатывался буквально несколько лет (и это видно), Apple не стала терпеть этих проблем, стремясь найти промежуточное решение. Вместо этого компания выложилась на полную, не жалея компонентов, материалов и дизайнерских решений. Результатом стала гарнитура смешанной реальности, одновременно знакомая и совсем не похожая на другие.
Она по-прежнему выглядит, как пара дорогих лыжных очков, но на самом деле лицевая часть представляет собой необыкновенный кусок стекла. В режиме погружения и с калейдоскопом всех цветов радуги, вы незамедлительно вспоминаете Siri (да, Siri интегрирована и нет, мы не пробовали её функции). В сквозном режиме гарнитура может показывать ваши глаза или, может быть, видео ваших глаз, поскольку нет никакой возможности видеть устройство насквозь. Они назвали эту функцию «Взгляд». И она напоминает нам, как выглядел человек в старых рентгеновских очках.
Всё остальное – затянутый в белую ткань корпус и рама из полированного алюминия (идеально дополняются стеклянную лицевую часть), а также широкий сетчатый ремешок сзади, чтобы закрепить гарнитуру на голове.
Внутри не один, а два чипсета Apple, M2 и новый R1 (один отвечает за производительность, другой обеспечивает первоклассное пространственное восприятие).
Вы, очевидно, могли многое почерпнуть из презентации, а также различных новостных сообщений о новом Vision Pro. Но мы хотим рассказать об использовании гарнитуры.
Цена и доступность Apple Vision Pro
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Apple анонсировала свою гарнитуру Vision Pro 5 июня 2023 года на WWDC 2023. Она будет стоить 3499$ (262500р + НДС) и поступит в продажу в следующем году (2024). Доступность и цена на других рынках ещё не подтверждены, но Apple говорит, что следует ожидать 2025 года.
Настройка Apple Vision Pro
(Изображение предоставлено: Apple)
В отличие от типичного практического знакомства с продуктом, когда вы можете делать практически всё, что пожелаете, с новыми технологиями, приблизительно 30-минутная демонстрация Vision Pro от Apple была контролируемым опытом. Это не значит, что мы не использовали гарнитуру. Мы это сделали, но Apple точно предписывала, что мы должны делать. В конце концов, сложилось впечатление, что компания помогла испытать лучшее из возможностей гарнитуры, предоставив лучший опыт AR / VR, который у нас когда-либо был.
Однако, прежде чем мы смогли надеть гарнитуру весом около 453 грамм, Apple попросила проверить зрение или, скорее, очки. Наш редактор отправился в маленькую комнату, где вежливый джентльмен попросил показать очки и расспросил его о зрении. После того, как он выяснил, что в очках нет ничего необычного кроме прогрессивных линз, он воткнул очки в систему, которая очень походила на те, что вы могли видеть в кабинете окулиста.
Apple использует эту информацию для того, чтобы правильно подобрать линзы Zeiss для Vision Pro. Apple сообщила также, что в данный момент у компании лишь малая часть из предстоящего набора линз, которые в конечном счете станут доступны потенциальным покупателям Vision Pro.
Также в рамках подготовки к моему первому опыту Apple попросила воспользоваться iPhone для сканирования лица (очень похоже на регистрацию Face ID) и моих ушей для точности пространственного звучания.
Когда всё это было сделано, редактор подождал ещё 20 минут, прежде чем его отвели в комнату, где пара представителей Apple помогла надеть и использовать Apple Vision Pro.
Так же в комнате был одинокий Vision Pro. Мы сразу отметили кабель, идущий под ним к небольшой, но плотной аккумуляторной батарее (около двух часов автономной работы), которая немного напоминала заднюю панель оригинального iPhone. Заметили мы и дополнительный ремень, который шел от одной стороны гарнитуры к другой, именно он обеспечивает решающую поддержку во время ношения.
Нам не разрешили фотографировать себя в гарнитуре Vision Pro или делать снимки содержания (хотя мы уверены, что они не передадут изображение должным образом).
Давайте начнём!
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Взяв гарнитуру в руки, мы отметили, что она кажется меньше и легче конкурирующих VR-шлемов Meta и даже HTC. Реализация аккумулятора вне корпуса – это решение, не похожее на Apple, но мы считаем его правильным. Ещё немного грамм на корпус и Vision Pro, возможно, станет не так удобно носить.
Нам было сказано взять Vision Pro за область напротив переносицы, и за широкий ремень сзади. Далее гарнитура ложится на лицо, скользя по носу. Рядом с задней частью есть широкое кольцо, которое используется, чтобы затянуть Vision Pro. Нас предупредили, что затягивать сильно не нужно. В результате мы крутили диск до тех пор, пока гарнитура не села уверенно, но это не мешало ей балансировать на носу и лбу. Затем мы затянули ремень на макушке. Вот что помогло. Теперь Vision Pro сидела уютно и комфортно.
Тут всё стало очень интересно.
Система запустилась с классическим приветствием Mac, переработанным в 3D-исполнении. Приятное и тонкое решение, которое показывает новизну продукта и связывает его с культовой серией продуктов Apple.
В основном Apple Vision Pro управляется через отслеживание жестов и глаз, но для того, чтобы всё это заработало, нам пришлось пройти краткую процедуру настройки. Для отслеживания взгляда нам было сказано держать голову неподвижно, а затем смотреть на ряд белых точек, которые плавали перед глазами по одной. Мы проделали эту процедуру дважды. Затем подняли руки перед лицом. Множественные камеры системы зарегистрировали их в считанные секунды. При этом мы отметили мерцающее свечение вокруг рук.
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Мы ясно видим уже сейчас!
(Изображение предоставлено: Apple)
Мы уже упоминали, что у Vision Pro забавное сквозное зрение? Вместо зернистого или ограниченного представления о внешнем мире всё выглядит так, словно вы смотрите через прозрачное стекло. На протяжении всей демонстрации окружающий мир то появлялся, то исчезал. Apple намеренно делает всё возможное, чтобы реальный мир и люди вокруг вас становились видимыми, если только вы не находитесь в режиме полного погружения.
На Vision Pro есть пара кнопок. Верхняя левая предназначена для захвата пространственных (3D) фотографий и видео. Мы не пользовались этой функцией. С другой стороны расположена цифровая корона. Да, она такая же, как на Apple Watch, только больше. Когда мы услышали, что Apple включила эту опцию в Vision Pro, мы были настроены скептически. Зачем Apple переносить крошечную часть Apple Watch в свою VR-гарнитуру? Оказывается, это практически идеальный способ расширить возможности управления жестами.
При нажатии на цифровую корону открывается основной интерфейс гарнитуры (вы также можете нажать и удерживать её, чтобы центрировать основной интерфейс). Когда мы просмотрели небольшой набор горизонтально выровненных приложений, которые выглядят, как нечто среднее между ярлыками iPad и iOS, мы заметили, что каждый ярлык пульсирует и приближается к нам. Потребовалось некоторое время, чтобы понять, что каждый ярлык так реагирует на наш взгляд.
Один из представителей Apple объяснил, как мы будем управлять Vision Pro с помощью взгляда в сочетании с щипками, горизонтальными и вертикальными смахиваниями. По сути, если бы смотрели на приложение, например «Фотографии», достаточно соедините вместе большой и указательный пальцы, чтобы открыть его. Чтобы прокрутить окно, необходимо «схватить» и тянуть рукой влево, вправо, вверх или вниз. Никаких осторожных движений перед лицом. Как правило, достаточно положить руку на колени, чтобы выполнить щипок или другой жест.
(Изображение предоставлено: TechRadar)
В конце концов мы использовали эти жесты, чтобы открывать и закрывать окна, выбирать фотографии и прокручивать открытые страницы Safari. С небольшим руководством мы быстро переместили разнообразные окна приложений (Мы даже отправили несколько сообщений без каких-либо указаний) по комнате, чтобы создать самый большой рабочий стол, который мы когда-либо видели.
Мы помним свой первый опыт использования Microsoft Hololens много лет назад. Нам понравилось. Это был большой шаг вперёд для мира смешанной реальности, но были и ограничения, среди которых узкое поле зрения и даже неэффективное управление жестами.
Поле зрения Apple Vision Pro, напротив, столь же широкое, как и пространство вокруг вас. Интерфейсные экраны и массивные окна просто заполняют помещение вокруг.
В приложении «Фотографии» мы просматривали 4-метровые снимки и панорамы, которые практически полностью окружали нас. Apple, показалось нам, наконец-то нашла применение этим панорамным фотографиям, которые мы снимали почти десять лет.
Одним из самых странных событий был звонок по FaceTime с представителем Apple. Оповещение о вызове появилось в верхней части виртуального экрана и практически незаметно. Мы посмотрели на него и нажали, чтобы открыть вызов, после чего нас поприветствовал жутковатый аватар. Это результат 3D-сканирования лица, которое формируется с помощью Vision Pro, а затем используется в собственных вызовах FaceTime на основе Vision Pro. Как объяснил представитель Apple, аватар точно отражает то, куда смотрит представитель, выражение лица, а также синхронизирует голос с анимированным ртом аватара. Выглядело не по-человечески, худшая часть нашего опыта.
С другой стороны, эта демонстрация показала, как мы будем работать по FaceTime над проектами Freeform. Это впечатляющее взаимодействие с 3D-пространством.
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Потрясающие экраны
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Изображение в целом оставалось фантастического качества благодаря двойным микро-светодиодным экранам, которые, по данным Apple, обеспечивают 23 миллиона пикселей в изображении. Что мы отметили, независимо от направления взгляда, даже при попытке глянуть в самый край изображения, никаких искажений или размытия. Мы видели незначительные засветы, особенно в тёмных изображениях, но никогда не отмечали ничего подобного в полном погружении. Apple заявила, что ожидает дополнительных настраиваемых вариантов светового уплотнения при поставке Vision Pro.
Все фотографии, большая часть которых была сделана на iPhone, выглядели великолепно, но мы слишком много времени уделяем пространственным фотографиям и видео. Мы не говорим, что эти изображения или видео ребенка, задувающего свечи (дым словно бьет вам в лицо), выглядели недостаточно реальными. Это похоже на открытку из Minority Report, но в Vision Pro вы можете заново пережить моменты, как никогда раньше.
Дальше всё становится совсем диким.
Apple показала нам (или помогла открыть) окружения, похожие на 360-градусные снимки или фоны. Мы могли использовать цифровую корону для увеличения или уменьшения уровня погружения. Именно в этот момент мы случайно посмотрели на свои руки. Они лежали на коленях, которые исчезли. Вместо этого настоящие руки и предплечья опирались на иммерсивный фон. Поразительный эффект.
Развлекай меня
Очевидно, что у Vision Pro будет много применений. У гарнитуры есть потенциал стать идеальной средой для продуктивной работы, позволяющей использовать физическую клавиатуру и мышь с огромным виртуальным рабочим столом (нам не довелось опробовать с гарнитурой какие-либо физические устройства), развлекательный потенциал очевиден.
Apple настояла на запуске 30-секундного 3D-ролика «Аватар 2», который загрузился на большом экране. Фильм получился красивым, ярким и завораживающим. Эффект 3D был чрезвычайно велик. Затем мы переключились в среду кинотеатра, комната стала черной, а ролик выглядел так, словно шел на огромном экране кинотеатра. Вот тут эффект 3D вырос в разы.
Однако существует огромная разница между просмотром фильма и пребыванием внутри него.
Immersive Video от Apple – это собственная разработка Apple в области иммерсивной виртуальной реальности. Серия коротких клипов отодвинула включила полет над горами и небоскрёбами, а также мы увидели мир глазами человека, стоящего на верёвке над обрывом. И в последнем ролике мы были не одиноки, прямо перед нами стояла босая женщина с раскинутыми руками, осторожно балансируя на тросе. Это был захватывающий и пугающий опыт.
Это другое
(Изображение предоставлено: TechRadar)
Однако наше последнее знакомство с Vision Pro было незабываемым. Мы открыли приложение под названием «Встреча с динозаврами» и увидели, как стена передо мной раздвинулась, открывая бесплодный и древний пейзаж. Мы заметили маленькую бабочку на одном из выступов скалы. Представитель Apple посоветовал протянуть к ней палец. Так мы и сделали, бабочка вспорхнула, подлетела к нам и осторожно приземлилась на палец. Мы задохнулись от восхищения.
Бабочка улетела, а из расщелины выполз маленький динозавр. Пространственный звук был так хорош на протяжении всей демонстрации, что легко давал понять, как что-то большое приближается слева, из-за стены офиса. Громко появился большой красновато-коричневый динозавр. Он осмотрелся, а затем посмотрел прямо на нас. Вскоре он подошел, и мы инстинктивно вжались в диван спиной. Представители Apple, напротив, посоветовали встать и подойти к нему. Пришлось взять с собой маленький аккумулятор.
Мы поднялись и, поскольку могли видеть комнату вокруг себя, прошли вокруг журнального столика. Динозавр наблюдал за нами, осторожно отслеживая каждое наше движение. Вскоре наше лицо оказалось всего в нескольких дюймах от его зубастой пасти. Потрясающий опыт, мечта каждого поклонника динозавров. Далее большая зубастая махина отступила назад, стена закрылась, из-за неё раздался последний рёв.
(Изображение предоставлено: Apple)
Предварительный вердикт
Apple выпустила свою первую VR-гарнитуру, достойную вожделения. На неё приятно смотреть, она верно передаёт большинство ключевых впечатлений от виртуальной и дополненной реальности. Даже сейчас, спустя несколько месяцев после релиза, это уже самый интуитивно понятный интерфейс виртуальной реальности, которого ещё не бывало на рынке. Отслеживание глаз и рук реализовано прекрасно. Мы полагаем, что пространственные фотографии и особенно видео могут изменить то, как мы воспринимаем воспоминания.
Есть некоторые проблемы и препятствия.
Экран EyeSight, который может передавать окружающим виртуальные глаза, вероятно, является ошибкой, как и странные 3D-аватары Persona. И ещё гарнитура стоит 3500$ (262500р + НДС), затем она может стать дороже, если вам потребуются вставки для линз Zeis (возможно, по одному набору для каждого члена семьи). Apple изо всех сил пытается оправдать подобные расходы, но не сможет с такой ценой покрыть большинство людей. Вполне вероятно, что в следующем году в магазинах Apple Store по всему миру будут доступны десятки гарнитур Apple Vision Pro для практически всех видов занятий.
Потенциально гарнитура может изменить мнение многих о дополненной и виртуальной реальности, превращая Apple Vision Pro в идеальный продукт виртуальной реальности из вашего списка желаний. Сможет ли она догнать популярные Meta Quest или HTC Vive? Всё зависит от того, насколько пользователи готовы расстаться с тысячами долларов, чтобы получить экстраординарный виртуальный опыт премиального уровня.