Генеральный директор Epic, Тим Суини, резко критикует Google после их недавнего утверждения, что Microsoft «всегда могла предоставить» магазин Xbox на Android.
В эпоху, последовавшую за Windows Phone, Microsoft оказалась в сложной ситуации, полагаясь на Google и Apple для минимальной поддержки своих инициатив в области мобильных вычислений.
От Microsoft Edge и Microsoft Copilot до Xbox Cloud Gaming, Apple и Google прилагают все усилия, чтобы помешать своему главному конкуренту добиться значительных успехов на мобильной арене, как и ожидалось. Последний конфликт разгорелся вокруг Android, который в настоящее время представляет значительные проблемы для сторонних разработчиков, стремящихся добиться успехов на его платформе.
В ответ Microsoft, Epic Games и такие компании, как Samsung, изучили возможность создания собственных магазинов приложений, чтобы обойти связанные с ними сборы Google. Однако, учитывая, что 99% пользователей качают свои приложения Android непосредственно из Google Play, вероятность того, что какой-либо сторонний магазин приложений получить поддержку на Android, остаётся минимальной. Тем не менее, эти компании продолжают попытки. Закрытый магазин приложений Android от Microsoft для мобильных игр Xbox был отложен в ожидании судебных решений в США относительно правил Google для распространения Android-приложений.
Вчера для BlueSky Сара Бонд подробно описала существующий сценарий для магазина мобильных приложений Xbox на Android.
«В Xbox наша цель – предоставить игрокам большую гибкость в том, как и где они взаимодействуют, включая возможность играть и покупать игры напрямую через приложение Xbox. Мы уже сообщали о своём намерении сначала внедрить эти функции через Google Play Store на устройствах Android в США, тогда как другие магазины приложений работают над удовлетворением спроса потребителей», — заявил Бонд. Однако неудивительно, что Google сопротивляется инициативам Microsoft.
Из-за 30%-ной комиссии Google за транзакции Microsoft пришлось исключить покупки внутри приложений из своего Xbox на Android, чтобы сохранить финансовую жизнеспособность. Теперь всё это доступно в сети по адресу xbox.com/play.
Суды США предоставили Google временную отсрочку, пока компания готовит свою апелляцию, что привело и к отсрочке обновлений. Бонд пояснила: «В связи с недавней временной административной отсрочкой, предоставленной судами, мы в настоящее время не можем развернуть эти функции в запланированные сроки. Наша команда разработала функционал и готова включить его, как только суд вынесет окончательный вердикт».
В ответ на всё это Google сделала своё заявление:
«Microsoft всегда имела возможность позволить своим Android-пользователям играть и покупать игры Xbox напрямую из нашего приложения – они просто решили этого не делать». Google утверждает: «Директива суда и срочность реализации ставят под угрозу способность Google Play поддерживать безопасную и защищенную среду. Microsoft, как и Epic, игнорирует эти законные опасения в области безопасности. Мы продолжаем развивать экосистему, которая приносит пользу всем, а не только двум крупнейшим игровым компаниям».
Выводы Google, сделанные по результатам судебных баталий с Epic Games привели к тому, что генеральный директор разработчика Fortnite, Тим Суини, вмешался с некоторыми собственными комментариями: «Заявление Google лживо», пишет Суини в западной социальной сети. «Позор им. Они прекрасно знают, что запрашиваемая 30%-ная доля гораздо больше, чем вся прибыль от потоковой передачи игр. Они знают это, потому что сами потратили сотни миллионов долларов в попытке построить провалившийся сервис Stadia».
Уф, давайте разбираться, что на самом деле происходит.
Итак, каков окончательный вердикт?
Игровые гаджеты на базе Android так и не получили широкой поддержки, а существенным фактором этой стагнации, вероятно, становится огромная комиссия Google с продаж приложений. Непомерная плата заставляет производителей устанавливать свои цены чрезмерно высокими, фактически вытесняя себя из конкурентной среды, чтобы сохранить прибыльность.
Тим Суини совершенно справедливо называет заявление Google лживым. Компания не признаёт, что Microsoft, как и Epic Games, выходят из экосистемы Google Play по причине непомерных 30-процентных сборов за транзакции по ПО. В то время как такие платформы, как Xbox, PlayStation и Nintendo, взимают аналогичные сборы со своих аппаратных экосистем, их устройства, как правило, продаются по себестоимости или с минимальной нормой прибыли – сборы, в первую очередь, служат для поддержания жизнеспособности платформы. Напротив, Apple продаёт своё оборудование по премиальной цене и одновременно взимает с разработчиков комиссию в размере 30%, по сути пытаясь воспользоваться преимуществами высокой маржи на оборудование, а также значительных сборов платформы.
Однако важно отметить, что Google редко продаёт оборудование, а это значит, что прибыль с продаж у производителя не так велика. Смартфоны Pixel занимают ничтожно малую долю мирового рынка, а отчеты указывают на то, что линейка Android-планшетов Pixel была прекращена. Стратегия Android от Google практически полностью основана на доходах, получаемых от программного обеспечения и услуг через Google Play на сторонних устройствах, одновременно укрепляя обширную рекламную империю, которую, кстати, Соединённые Штаты недавно признали монополией. Google требует, чтобы её партнёры по оборудованию предварительно установили её приложения и службы на свои устройства для доступа к Google Play, при этом сохраняя контроль над приложениями по умолчанию. Это доминирование даёт Google существенное преимущество в сборе данных, которые подпитывают её доминирование в поиске и рекламе.
Посредничество раздражает разработчиков, таких как Microsoft и Epic Games, которым сложно расширять свои предприятия, будь то облачный гейминг или что-то иное, по причине 30%-ной комиссии с доходов от приложений. По состоянию на 2024 год облачный гейминг остаётся неприбыльным по всем направлениям, а ограничение на покупки в приложении через Google Play становится ещё более существенным препятствием. Кроме того, без листинга в Google Play резко падает узнаваемость приложения, что увеличивает расходы той же Microsoft на привлечение новых пользователей.
Несмотря на всю мою неприязнь к Google – отчасти из-за анти-конкурентной тактики в отношении Windows Phone – сложно не понять точку зрения компании в этой ситуации. Поскольку Министерство юстиции США характеризует рекламные операции Google как монополистические, существует реальная вероятность того, что Google, возможно, придётся изучать альтернативные источники дохода для Android, если компании придётся сократить свой рекламный бизнес. Игнорировать подобный сценарий просто неблагоразумно. Если на мгновение выступить в роли адвоката дьявола, Google может быть вынуждена отказаться от двух источников дохода по направлению Android, что ставит перед ней актуальную задачу – решительно оспаривать сторонние разработки.
Стратегия Microsoft «Xbox Everywhere» основана на распространении игр Xbox на всех возможных платформах. На сегодняшний день их инициативы в основном сосредоточены на ПК с Windows и мобильном Интернете, ограниченные строгим контролем Apple и Google над собственными мобильными операционными системами.
Microsoft взимает с разработчиков комиссию в размере 30% за игры Xbox, модель, призванная субсидировать доступные цены на консоли Xbox Series X|S для потребителей. Компания заявила о своих планах в конечном итоге разрешить сторонним магазинам игр, таким как Epic Games Store и Steam, работать на будущих консолях Xbox. Однако ожидается, что эта инициатива воплотится в жизнь через несколько лет. В частности, в настоящее время Microsoft применяет сниженную комиссионную ставку около 12% в магазине Microsoft Store для игр на ПК, что ниже стандартных 20-30%, которые обычно используются в отрасли.
На мой взгляд, открытая платформа Windows оказалась более выгодной для потребителя в сравнении с решениями iOS и Android под брендом Google. С Windows Microsoft удерживает комиссию 0%, что позволяет новаторам развивать свой бизнес, например, тот же Steam, без каких-либо ограничений. И пока Android более либеральна, чем iOS, облегчая пользователям загрузку из сторонних источников и позволяя OEM-производителям предварительно устанавливать собственные магазины приложений, строгий контроль над Google Play, как правило, благоприятствует собственным приложениям Google в сравнении с приложениями конкурентов. Например, приложение Amazon Kindle Book для Android было вынуждено исключить покупки внутри приложения из-за Google, тогда как Google продолжает продавать книги в Google Play.
Дальнейшее направление этой динамики будет зависеть от судебной системы. Однако большую часть текущих разногласий можно было бы и обойти, если бы Microsoft продолжала инвестировать и расширять свою собственную мобильную платформу, такую как Windows Phone. И всё.